С 1 сентября 2024 года Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804дсп (далее соответственно – постановление № 804, ГО), признаются утратившими силу. С этой даты вступят в силу Правила отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 546
С 1 сентября 2024 года отнесению к категориям по ГО (категория особой важности; первая и вторая категории) подлежат следующие организации:
- имеющие важное оборонное и экономическое значение. Определение этих организаций приведены в пункте 2 новых Правил. Среди прочих к ним относятся организации, содержащиеся в сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса. Напомним, что актуальный перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – реестр ОПК), утвержден приказом Минпромторга России от 18.05.2022 № 1981. Основания для включения в реестр ОПК установлены пунктом 2 положения о ведении реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса». К примеру, таким критерием является наличие у организации на праве собственности или ином законном основании обособленного имущества, включая оборудование и производственные площади, и квалифицированных кадров для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники, а также для производства вещевого имущества, предусмотренного классами 13, 14 и 15 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;
- организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или осуществляющие выполнение мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами экономики, на основе договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. К ним относятся организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и (или) ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и (или) высокой опасности, опасные производственные объекты (далее – ОПО) I и II классов опасности (есть исключения), последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий. К примеру, количество организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, составляет около 70 000, а количество действующих ОПО составляет 178 609 объектов, из них: ОПО I класса опасности – 2120 объектов, а ОПО II класса опасности – 7760 объектов (данные пояснительной записки к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», ID проекта: 02/07/07‑22/00129343);
- имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. К ним относятся организации, в собственности, владении или пользовании которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации (далее – особо ценные объекты) и культурные ценности, являющиеся музейными предметами и коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, или отнесенные к книжным памятникам. Напомним, что присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов. Депозитарием Государственного свода является Министерство культуры Российской Федерации. К особо ценным объектам относятся расположенные на территории Российской Федерации историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Таким образом, исходя из задач по ГО, определенных Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», крупные дома культуры либо музеи, которые имеют такие объекты, также могут быть отнесены к категории по ГО.
Важно отметить, что если организация может быть отнесена к разным категориям по ГО, то для нее устанавливается наиболее высокая категория по ГО.
Отнесение организаций к категориям по ГО производится в соответствии с показателями, устанавливаемыми МЧС России. Приказом МЧС России от 16.08.2016 № 632, который также имеет пометку «дсп», утверждены упомянутые показатели для отнесения организаций по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. Кроме утверждения показателей, согласно новым Правилам, МЧС России:
- осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за отнесением организаций к категории по ГО;
- согласовывает предложения, вносимые в перечень организаций, отнесенных к категории по ГО;
- проверяет правильность отнесения организаций к категориям по ГО в соответствии с показателями;
- согласовывает перечни организаций, отнесенных к категориям по ГО.
Новыми Правилами определены сроки реализации мероприятий по категорированию организаций по ГО различными организациями, федеральными органами и государственными компаниями. При наличии у организаций, соответствующих упомянутым критериям, территориально обособленных от организации подразделений, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места (так называемые обособленные подразделения), категория по ГО устанавливается для организации в целом с учетом любых обособленных подразделений организации вне зависимости от их месторасположения.
В процедурном плане новые Правила предусматривают, что руководителям организаций, которые подлежат отнесению к категориям по ГО, необходимо до 1 ноября 2024 года направить предложения, которые будут внесены в перечень организаций, отнесенных к категории по ГО, в вышестоящую организацию. А точнее:
- в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, иные федеральные государственные органы, государственные компании, исполнительные органы субъектов Российской Федерации (далее соответственно – ФОИВ, иные ФГО, ГК, исполнительный орган региона), органы публичной власти федеральной территории или органы местного самоуправления (далее – органы МСУ). В эти органы, ГК организации, подведомственные им либо находящиеся в сфере их ведения, направляют свои предложения. Уточним, речь идет об организациях, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют эти органы, ГК, либо организациях, осуществляющих свою деятельность в отраслях (сферах управления), регулируемых этими органами, ГК соответственно;
- органы МСУ, осуществляющие свою деятельность в пределах территории, на которой расположены организации. В эти органы свои предложения направляют остальные организации (которые также соответствуют одному из вышеперечисленных критериев, установленных новыми Правилами) (далее – Предприятия).
Направлять свои предложения они должны по форме, определенной Приложением № 1 к новым Правилам. В указанной форме под общей численностью работающих понимается численность работающих в организации согласно штатному расписанию. Наибольшая работающая смена – это максимальная по численности работающая смена организации. При этом код организации – это буквенно-цифровое обозначение качественных и количественных показателей для отнесения организаций к категориям по ГО по видам экономической деятельности организаций. Предложения должны направляться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП), либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В свою очередь, в исполнительный орган региона до 1 декабря 2024 года должны поступить предложения от органов публичной власти федеральных территорий и органов МСУ (в отношении Предприятий, а также организаций, подведомственных этим органам публичной власти федеральных территорий и органам МСУ). Эти предложения оформляются по форме согласно приложению № 2 к новым Правилам. Важно отметить, что предложения должны быть согласованы руководителем территориального органа МЧС России. Их возможно направить также в форме электронного документа, подписанного УКЭП, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При этом исполнительный орган региона, а также ФОИВ, иные ФГО и ГК направляют на согласование в МЧС России перечень организаций до 1 января 2025 года. Форма перечня (приложение № 3 к новым Правилам) предполагает его согласование на уровне заместителя Министра. Кроме этого, новые Правила регламентируют порядок уточнения перечней в случае, если при согласовании были выявлены ошибки либо несоответствия показателей и присвоенной организации категории по ГО. На доработку перечня с учетом новых Правил дается 60 календарных дней.
После согласования в МЧС России перечень организаций, отнесенных к категориям по ГО:
- подведомственных исполнительному органу региона и органам МСУ, а также Предприятий утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (его заместителем). Указанное должностное лицо направляет выписки из перечня организаций, отнесенных к категориям по ГО, об указанных организациях, а также из перечней организаций, отнесенных к категории по ГО, утвержденных ФОИВ (ФГО, ГК), в орган МСУ и соответствующий территориальный орган МЧС России;
- подведомственных соответствующему органу, ГК, либо находящихся в их сфере ведения, утверждается руководителем (либо его заместителем) данного органа, ГК. Эти органы, ГК:
- представляют в МЧС России перечни организаций, отнесенных к категории по ГО;
- направляют выписки из перечня в исполнительные органы регионов, на территории которых находятся эти организации;
- направляют информацию (в произвольной форме) соответствующим организациям об отнесении их к категориям по ГО. Таким образом, после утверждения перечня не позже одного месяца каждая организация получит информацию о присвоении ей категории.
Очевидно, что в случае изменения показателей необходимо будет пересмотреть категории по ГО. На этот случай новые Правила предполагают направление предложений о внесении изменений в сведения, содержащиеся в соответствующем перечне организаций, отнесенных к категории ГО в месячный срок. Но в общем случае перечень организаций, которые отнесли к категориям по ГО, подлежит уточнению с периодичностью не реже одного раза в 6 лет. Порядок уточнения тот же, что и отнесение организаций к категориям по ГО.
В заключение отметим, что все упомянутые формы предложений и сам перечень предполагают простановку на них соответствующего грифа секретности.
Кроме этого, даже если организации не присвоена категория по ГО, это не освобождает ее от выполнения задач по ГО, которые стоят даже не для категорированных организаций, включая среди прочего организацию и проведение вводного инструктажа по ГО (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28‑ФЗ «О гражданской обороне», подпункт «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области ГО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, пунктом 7 Положения о ГО в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, и пунктом 16.1 Положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687).